Публикации
Южноуральские бизнесмены боятся «дорогих» ошибок в оплате налогов
Предприниматели признаются, что самым большим страхом для них сегодня является даже не банкротство бизнеса, а уголовное преследование.
Конечно. Особенно если человек юридически не подкован, а налоги вообще для многих «темный» лес, куда заходит только бухгалтер. Сейчас ситуация выглядит таким образом, что именно налогам надо уделять особое внимание. Если раньше можно было решить проблему оплатой налогов в арбитражном порядке, то сейчас возбуждается уголовное дело, и можно получить реальный срок.
Разве нет сейчас такой возможности урегулировать вопрос в арбитражном порядке?
Закон предполагает возможность прекращения уголовного дела в случае возмещения всех штрафов и пени, но, как показывает практика, сейчас начали возбуждать уголовные дела, не дожидаясь решения арбитражного суда. За уголовным делом следует возможность провести обыски, проводить допросы. Как показывает практика, возбуждают уголовное дело за налоги, а потом начинают изымать всю «первичку», это влечет за собой анализ всех документов, потом идет статья «Мошенничество» и так далее.
Готовятся ли сейчас какие-то вещи в законодательстве, на которые вы хотели бы обратить внимание?
Сейчас налоговая служба вводит очень интересную программу «АСК НДС2». По ней можно отследить по контрагентам движение налога на добавленную стоимость, всю цепочку контрагентов. И в тот момент, когда налоговики видят, что, допустим, контрагент 4 уровня не сдал отчетность, либо он не показывает вообще НДС, это у них считается основанием для глубокой проверки.
Бизнесмены постоянно пытаются оптимизировать налоговые платежи, пытаются сократить свои затраты. Насколько сейчас это возможно? Часто ли эти способы оптимизации становятся объектами вашей работы?
Сейчас, к сожалению, часто, потому что у нас путают оптимизацию и уклонение. Зачастую делают намеренное уклонение от уплаты налогов, делают грубо, топорно, причем такими методами, которые уже не работают. Оптимизация возможна, если правильно использовать это понятие. Мы общаемся с коллегами, и они могут подсказать, каким образом именно на основании законных механизмов уменьшить необоснованную плату налога. За этим следят все-таки более глубокие специалисты, и иногда предприятию лучше обратиться к ним. При этом услуги профессионалов — как в оптимизации налогов, так и в юридических вопросах — это не так дорого, как все считают. Тем более мы ведем мониторинг стоимости услуг на региональном рынке, понятно, московский рынок мы убираем. И как показывает практика, это не так дорого.
Получается, дороже все это потом «разгребать» и переделывать?
Да. Но самое обидное, что из-за неправильной оценки ситуации, неправильной подготовки документов, потом есть начисления, которые зачастую уже не исправишь.
Татьяна Шабурова