Таможенные преступления
В уголовном кодексе предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей и за контрабанду определенных в законе предметов.
Виды таможенных преступлений
В уголовном кодексе есть два основных блока таможенных преступлений:
- статья 194 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица;
- статьи 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ устанавливают уголовную ответственность за контрабанду различных предметов.
В самом общем виде соотношение этих двух блоков статей можно представить следующим образом. Незаконное пересечение какими-либо предметами таможенной границы следует прежде всего проверять на наличие признаков контрабанды (то есть устанавливать, а не подпадает ли незаконно перемещаемый предмет под признаки предметов, специально указанных в ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ). Если таких признаков нет, то нужно посмотреть, не подпадает ли перемещаемый предмет под признаки ст. 194 УК РФ. Если, наконец, и этого нет, то состав преступления отсутствует и за нарушение порядка пересечения предметами таможенной границы возможна административная ответственность по КоАП РФ.
Следует также особенно подчеркнуть, что уголовная ответственность за таможенные преступления часто зависит от правильного понимания норм таможенного законодательства, регулирующего порядок перемещения предметов через таможенную границу России. Базовым документом здесь является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, в развитие которого принято также множество межнациональных нормативных документов или уже собственно российских подзаконных нормативных правовых актов.
Предмет контрабанды
Контрабанда представляет собой незаконное перемещение через границу определённых в законе предметов. Сюда относятся денежные средства, алкогольная и табачная продукция, оружие и ядовитые, взрывчатые вещества, ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, наркотические средства и т. п. Рассмотрим подробнее.
Для статьи 200.1 УК РФ предмет контрабанды – это наличные денежные средства или денежные инструменты. Наличные денежные средства – это банкноты и казначейские билеты, монеты, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах-членах или государствах (группе государств), не являющихся членами ЕЭС. Перечень включает изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки. Однако перемещение «фальсифицированных» (т. е. поддельных) денежных средств и ценных бумаг следует квалифицировать по ст. 186 УК РФ при условии осведомленности лица о поддельности. К денежным инструментам относятся дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
Деяние признается уголовно наказуемым только в том случае, если сумма перемещенных наличных денежных средств или денежных инструментов превышает крупный размер. При этом допускается сложение суммы одновременно перемещаемых наличных денежных средств и денежных инструментов. В законе установлен достаточно усложненный порядок подсчета крупного размера для целей привлечения к уголовной ответственности. Во-первых, крупный размер признается равным двукратному размеру суммы наличных денежных средств или стоимости дорожных чеков, разрешенных Таможенным кодексом к перемещению без письменного декларирования. Во-вторых, при расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств или стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств или стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована. Декларируемый порог сейчас составляет сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США. Таким образом, при совершении преступления в виде незаконного перемещения крупный размер составит минимум сумму, эквивалентную 30 тыс. долларов США. Указанное правило (о 30 тыс. долларах США) распространяется только на случаи незаконного перемещения наличных денежных средств и (или) дорожных чеков. Крупный размер в связи с иными денежными инструментами составляет 20 тыс. долларов США, поскольку вычитание 10 тыс. долларов США здесь не требуется. Валютный пересчет осуществляется по курсу Банка России на время совершения преступления.
Для статьи 200.2 УК РФ предметом контрабанды являются алкогольная продукция или табачные изделия. Эти предметы следует определять через ТН ВЭД (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54), группа 22 и 24 соответственно. Следует учитывать, что некоторые виды алкогольной продукции могут относиться к стратегически важным товарам, контрабанда которых квалифицируется уже по ст. 226.1 УК РФ. Деяние признается уголовно наказуемым только в том случае, если стоимость перемещенной алкогольной продукции или табачных изделий превышает крупный размер.
Крупный размер имеет место, если стоимость алкогольной продукции или табачных изделий превышает 250 тыс. рублей. При этом в случае, если предметом контрабанды выступают фальсифицированные, недоброкачественные или контрафактные товары, то стоимость предметов контрабанды необходимо устанавливать исходя из рыночной стоимости аналогичной доброкачественной продукции. При расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции или табачных изделий можно вычитать из всей стоимости незаконно перемещенных предметов ту часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована. Это правило применимо только к ввозимым на таможенную территорию Союза товарам для личного пользования, нормы беспошлинного ввоза которых установлены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования». Соответственно, контрабанда алкогольной продукции или табачных изделий, не связанная с ввозом для личного пользования, и в частности, контрабанда соответствующих предметов, совершенная в процессе внешнеэкономической деятельности организации или физического лица, не дают права на указанный вычет.
Для статьи 226.1 УК РФ предметом контрабанды являются сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие и его основные части, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки. В перечень входят и материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники. Сюда также относятся особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ или охраняемым международными договорами РФ, их части и дериваты (производные), а равно стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере.
Этот длинный список разбивается на две большие части:
- первая его часть (вплоть до животных включительно) предполагает наступление уголовной ответственности за контрабанду независимо от стоимости перемещаемых предметов;
- вторая часть – стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности – связаны с наступлением уголовной ответственности за контрабанду только в том случае, если всё это перемещено в крупном размере. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов определён постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923. При этом крупный размер составляет или 1 млн рублей, или 100 тыс. рублей в зависимости от вида ресурса. Следует обратить внимание, что к стратегически важным товарам и ресурсам отнесены иногда самые неожиданные предметы, такие, как например: мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинина, готовые продукты из рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных, лесоматериалы.
Для статьи 229.1 УК РФ предметом контрабанды являются наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Способы контрабанды
Наиболее типичными вариантами контрабанды являются:
- перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;
- перемещение товаров или иных предметов с сокрытием от таможенного контроля (например, с использованием тайников в транспортных средствах или с приданием одним товарам вида других товаров);
- перемещение товаров или иных предметов с недостоверным декларированием или недекларированием товаров (наиболее типичный пример – контрабанда наличных денежных средств сверх допустимых лимитов без подачи декларации);
- перемещение товаров или иных предметов с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, или с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.
Важно обратить внимание на то, что контрабанда означает перемещение товаров через границу. При этом различаются две границы – таможенная и государственная. Внутри ЕЭС между государствами, входящими в ЕЭС, существует государственная граница, но нет таможенной (например, Россия – Беларусь). Напротив, между Россией и государствами вне ЕЭС есть обе границы (например, Россия – Китай). Это важно, потому что статьи уголовного закона по-разному наказывают контрабанду. Для статей 200.1 и 200.2 УК РФ (деньги, алкоголь, табак) наказуемо перемещение только через таможенную границу (т. е. перевоз суммы свыше 30 тыс. долларов США без декларации из России в Беларусь и обратно ненаказуем). В то же время для статей 226.1 и 229.1 УК РФ наказуемо перемещение через обе границы (то есть перевоз мяса, лесоматериалов, оружия и т. п. без декларации из России в Беларусь уже наказуем, так как между странами хотя и отсутствует таможенная граница, но есть государственная).
Контрабанда признается оконченным преступлением в зависимости от способа совершения преступления. При ввозе на таможенную территорию ЕЭС или вывозе с этой территории вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, а также с сокрытием от таможенного контроля либо с недекларированием – с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы (на практике наиболее часто таковым считается вхождение в зону «зеленого коридора»). При иных способах контрабанды – с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию ЕЭС или вывоз с этой территории предметов в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.
Конфискация при контрабанде
Важно также иметь в виду, что при контрабанде в обязательном порядке конфискуются незаконно перемещаемые товары и предметы за вычетом той их части, что может быть легально перемещена. Например, при контрабанде 40 тыс. долларов будет конфисковано 30 тыс. долларов, поскольку 10 тыс. можно легально провозить.
Кроме того, подлежат конфискации признанные вещественными доказательствами транспортные средства, использовавшиеся для незаконного перемещения товаров или иных предметов через границу, если они оборудованы специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через границу. К примеру, тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу.
Уклонение от уплаты таможенных платежей
Таможенные платежи определяются через перечисление в п. 1 ст. 46 Таможенного кодекса ЕЭС их разновидностей (ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; таможенные сборы). Следует обратить внимание, что уклонение от уплаты таможенных платежей, являющихся одновременно налогами, квалифицируется тоже по данной статье.
В качестве обязательного признака закон указывает на крупный размер неуплаченных таможенных платежей. Сумма неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, должна превысить 2 млн рублей. При этом допускается сложение сумм неуплаченных таможенных платежей в отношении товаров, перемещенных в нескольких товарных партиях. При частичной неуплате таможенных платежей крупный размер должен определяться как разница между таможенными платежами, подлежащими уплате, и оплаченными таможенными платежами.
Закон не указывает специальных способов совершения преступления. Наиболее типичным способом является внесение в документы, служащие основанием для исчисления размера таможенных платежей, заведомо ложных сведений. Например, в таможенную декларацию вносятся недостоверные код ТН ВЭД (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54) и стоимость оборудования, что влечет соответственно занижение таможенных платежей. Другим способом является непредставление таких документов. Например, перемещение товаров без декларирования, в том числе за счет использования способов, которые присущи контрабанде, когда это направлено на сокрытие товаров от обнаружения и исчисления таможенных платежей. Не исключается уголовная ответственность и в случае простой неуплаты таможенных платежей в ситуации, когда они исчислены надлежащим образом (т. е. простой просрочки уплаты).
Преступление признается оконченным с момента истечения срока уплаты таможенных платежей.
К уголовной ответственности при неуплате таможенных платежей организацией привлекается руководитель организации, обязанной уплачивать таможенные платежи, или лицо, фактически выполняющее обязанности такого руководителя.
Несмотря на существование Евразийского экономического союза и единое таможенное законодательство в его пределах, данная статья может быть применена только в ситуации уклонения от уплаты таможенных платежей, подлежащих зачислению в бюджет Российской Федерации, но не иного государства-участника Союза.