Коррупция

Обвинение в злоупотреблении полномочиями и фактах коррупции могут быть предъявлены должностным лицам как государственных, так и частных компаний.

Виктория Буклова
Виктория Буклова
адвокат, партнер
20
лет юридический опыт
20
лет статус адвоката

Два блока служебных преступлений в уголовном законе
В уголовном кодексе существуют два блока служебных преступлений, объединённых, с одной стороны, в главах 22 и 23 и, с другой – в главе 30.
С течением времени жёсткая граница между частным и государственным в служебных преступлениях стала смещаться в пользу расширения государственного сектора.
Это выразилось прежде всего в расширении понятия «должностное лицо», которое является ключевым для применения главы 30 УК РФ.
В 2007 г. к числу должностных лиц были отнесены сотрудники государственных корпораций, в 2015 г. – государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
Наконец, в 2021 году в государственный сектор были включены государственные внебюджетные фонды, публично-правовые компании, хозяйственные общества, контролируемые Российской Федерацией, субъектом федерации или муниципальным образованием. При этом понятие «контроля» настолько широко понимается в уголовном законе, что компании, по их мнению, лишь отдалённо контролируемые государством, могут совершенно неожиданно оказаться в госсекторе экономики, а их сотрудники, соответственно, будут отвечать наравне с государственными служащими.
Поэтому в связи с коррупцией и злоупотреблением полномочиями первый вопрос, на который нужно ответить, состоит в том, какой сектор экономики и управления затронут – государственный или частный.
Кто несет уголовную ответственность
Уголовный закон оперирует двумя очень схожими терминами: «должностное лицо» применительно к государственному сектору и «лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации» применительно к частному сектору.
В основном только эти субъекты отвечают за коррупционные нарушения и злоупотребление полномочиями. На практике это означает, что не любой работник государственного органа или частной компании может быть привлечён к уголовной ответственности, а лишь тот, который выполняет определённые функции.
Круг этих функций описан в законе похоже для должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции.
Так, к должностным лицам относятся те субъекты, которые выполняют функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Функции представителя власти, как правило, не вызывают сложностей на практике: это функции по изданию обязательных распоряжений в отношении лиц, не находящихся в служебном подчинении данного лица. Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции сопряжены, говоря в общем, с принятием юридически значимых решений в отношении соответственно кадров или имущества властного органа или организации.
К лицам, выполняющим управленческие функции, относятся всё те же лица, которые выполняют организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, но уже в частной организации, а также всегда и безусловно лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа организации.
На практике очень часто основной вопрос возникает при необходимости разграничить, с одной стороны, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и, с другой, чисто профессиональные функции. В первом случае лицо может подлежать уголовной ответственности, а во втором – нет. Например, врач, выписывающий больничный лист, учитель, выставляющий оценки, – выполняют ли они исключительно свои профессиональные функции или организационно-распорядительные?
Что касается простых работников (как в госсекторе, так и в частном), то они могут нести уголовную ответственность только в специально оговорённых законом случаях. Например, в главе 22 УК РФ есть целый ряд статей, посвящённых уголовной ответственности за злоупотребления и коррупцию при проведении закупок.
Коррупция
Слова «коррупция» нет в уголовном законе, однако в обыденном словоупотреблении под ним понимается взяточничество. В обыденном словоупотреблении оно охватывает два уголовных термина: собственно взяточничество (в госсекторе) и коммерческий подкуп (в частном секторе). Оба эти преступления очень схожи между собой, поэтому дальше мы будем обобщённо называть их взяточничеством.
В последние годы и законодатель, и практика сделали много шагов в расширении уголовной наказуемости взяточничества.
Так, круг предметов взятки расширен до денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконного оказания услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав.
При этом взятка может передаваться по указанию взяткодателя иному физическому или юридическому лицу – это означает криминализацию широко распространённой практики «спонсорской» помощи, когда само должностное лицо никакой выгоды из передаваемых ценностей не извлекает.
В настоящее время при так называемой взятке-благодарности (т. е. когда она передаётся уже после совершения требуемых действий) не требуется устанавливать предварительной договорённости об этой взятке – достаточно лишь установить, что принимающий взятку понимал, в качестве благодарности за что ему передаются ценности.
Существует также широко распространённое заблуждение о том, что взяткой не могут являться допустимые подарки госслужащим. Однако это не так, и в практике есть много случае привлечения к уголовной ответственности за взяточничество на сумму даже до 1 000 рублей.
Сейчас уже никого не удивляет осуждение за взятку «по показаниям», т. е. при отсутствии документально зафиксированного факта передачи ценностей, когда взятка устанавливается на основании показаний свидетелей.
Помимо дачи и получения взятки, законодатель также криминализовал посредничество во взяточничестве. Оно определяется в законе как непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (так называемое физическое посредничество) либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (так называемое интеллектуальное посредничество). На практике интеллектуальное посредничество толкуется крайне широко, сводясь иногда к простым разговорам о даче и получении взятки, а в законе дополнительно наказывается ещё обещание или предложение посредничества, как самостоятельное преступление.
При этом наказуемость взяточничества и коммерческого подкупа в последние годы также существенно выросла: в сравнении с убийством, получение взятки в особо крупном размере наказывается строже.
Злоупотребление полномочиями
Злоупотребление полномочиями в действующем уголовном законе включает два преступления: собственно злоупотребление полномочиями и превышение полномочий.
Важный нюанс заключается в том, что в уголовном кодексе для госсектора есть оба этих состава преступления, а для частного сектора – только злоупотребление полномочиями. Однако на практике превышение полномочий в частном секторе часто расширительно подводится под норму о злоупотреблении полномочиями.
Под злоупотреблением полномочиями понимается использование должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции, своих полномочий вопреки интересам службы. То есть смысл этого преступления состоит в использовании имеющихся у лица полномочий во зло, вопреки стоящим перед ним задачам. Типичными примерами является принятие каких-то управленческих решений без надлежащих на то оснований. В частном секторе как злоупотребление полномочиями наказывается иногда заключение невыгодных сделок, с нарушением порядка согласования экстраординарных сделок и т. п.
При этом уголовная наказуемость возникает не просто из ошибочных управленческих решений, а только из таких решений, которые сопряжены для госсектора с корыстной или иной личной заинтересованностью должностного лица, а для частного сектора – с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или нанесения ущерба иным лицам.
Сами по себе неправильные управленческие решения не наказуемы. Уголовная ответственность будет возникать только в случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. На практике для частного сектора это обычно предполагает материальный ущерб (его сумма может быть совсем незначительной, буквально от нескольких тысяч рублей). В госсекторе же существенное нарушение иногда толкуется также как нематериальное последствие – для уголовной ответственности будет достаточно подрыва авторитета органов государственной власти, нарушения порядка их функционирования и т.п. Такая оценочность в толковании признака состава преступления ведёт к широкой дискреции правоохранительного органа при привлечении к уголовной ответственности.
Что касается превышения полномочий, то оно определяется как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Превышение полномочий может выражаться, например, в совершении действий, которые:

  • относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
  • могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
  • совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
  • никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

В превышении полномочий корыстная или иная личная заинтересованность отягчают ответственность при совершении преступления.
На практике основные вопросы при защите по данной категории уголовных дел сводятся, конечно же, к определению, во-первых, статуса лица как должностного или выполняющего управленческие функции и, во-вторых, к определению точного круга его полномочий, наличия у него заинтересованности, характеристики его действий как выходящих за границы правомерно интереса госоргана или организации.

Скачать брошюру
+7 495 660 37 60

127030, г. Москва,
ул. Новослободская, 23