Госконтракты
Работа по госконтрактам может повлечь уголовные риски как для заказчика, так и для поставщика. Чаще всего обвинения связаны с должностными преступлениями или мошенничеством.
Преступления в сфере госконтрактов
Сфера госконтрактов в последние годы остаётся высокорисковой с точки зрения уголовного права как минимум по двум обстоятельствам. Во-первых, государственные деньги всегда привлекали любителей лёгкой наживы. Во-вторых, даже добросовестные игроки на рынке в связи с госконтрактами всегда находятся под пристальным вниманием правоохранительных органов, следящих за правильным расходованием государственных денег.
В общем и целом, в связи с госконтрактами в правоохранительной практике существуют два основных и часто связанных блока преступлений.
Первый из них – это должностные злоупотребления со стороны государственного заказчика, когда за взятку, например, конкурсная документация «затачивается» под конкретного поставщика. Либо уже на стадии исполнения принимаются некачественно выполненные работы, некачественные товары и т. п. Все эти действия для госзаказчика чреваты привлечением к уголовной ответственности за растрату, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, халатность. В последние годы сюда же иногда добавляется уголовная ответственность за картельный сговор.
Второй блок – это вменяемое поставщику мошенничество при заключении или исполнении госконтракта. Оно имеет несколько вариантов в такой ситуации, и про них мы и поговорим далее подробнее.
Мошенничество при исполнении госконтракта
В самом общем виде такое мошенничество ничем не отличается от мошеннических действий в отношении обычных граждан.
Иными словами, в рамках исполнения госконтракта происходит поставка товаров, работ, услуг ненадлежащего качества или не происходит их поставка вовсе. То есть имеет место мошенничество, безвозмездность в котором состоит в отсутствии у государства надлежащего эквивалента за перечисленные денежные средства.
Из реальных примеров, с которыми сталкивалось наше бюро, можно привести поставку ненадлежащих строительных материалов, продуктов питания, обмундирования и т. п. Как правило, такие ситуации разрешаются в уголовно-правовом русле в том или ином ключе исключительно за счёт вопросов доказывания качества и объёма поставленных товаров, работ, услуг.
Однако простые ситуации – это, скорее, редкость на практике.
Намного чаще встречаются сложные случаи. Например, в рамках госконтракта поставленные товары, работы, услуги соответствуют оплаченной сумме, однако их номенклатура отличается от предусмотренной контрактом. Или количество уложенного асфальта в квадратных метрах соответствует контракту (и он надлежащего качества), но уложен он не на тех улицах, потому что на нужной улице его уложить нельзя по какой-то причине (и это реальный пример из судебной практики). Формально несоответствие контракту налицо, однако в реальности хищение отсутствует, потому что госзаказчик – при условии, что он в курсе этих событий – получил за свои деньги эквивалентный товар, работу, услугу. Конечно, во избежание таких ситуаций любые изменения в контрактах лучше согласовывать с заказчиком письменно и заранее.
Мошенничество «в цене»
В последние годы в судебной практике также получил распространение такой специфический вид мошенничества, как мошенничество с обманом в цене (или стоимости).
В этом случае поставляемые товары, работы, услуги являются качественными, однако их стоимость, по версии следствия, искусственно завышена в сравнении со среднерыночной ценой.
Такое завышение, конечно же, не возникает просто так. Как правило, оно происходит как следствие цепочки взаимоувязанных действий заказчика и поставщика, когда сначала искусственно формируется завышенная начальная максимальная цена контракта, потом проводятся торги, на которых побеждает «нужный» поставщик, который и поставляет нужный товар. В этом случае на стороне госзаказчика возможен, как уже говорилось выше, целый спектр возможных преступлений – растрата, взятка, злоупотребление полномочиями.
А вот поставщик несёт ответственность за мошенничество, даже если поставляемый им товар, работы, услуги являются абсолютно качественными.
Основная проблема в таком мошенничестве заключается в том, как доказать «нормальную» рыночную стоимость товара, работы, услуги? Иными словами, какое превышение цены в сравнении со среднерыночным уровнем является криминальным? На 10, 20 или 30 и более процентов? А как быть, если поставляемый товар является уникальным и не имеющим аналогов – как здесь рассчитать рыночную стоимость? Случай из реальной практики – поставка новой уникальной радиостанции для оборонных нужд, не имеющей аналогов на рынке.
Поэтому и здесь основная линия защиты может заключаться в обосновании адекватности цены контракта рыночным условиям.
Новые составы преступлений при исполнении гособоронзаказа
Осенью 2022 года уголовный закон пополнился новыми нормами, связанными с нарушением условий государственного контракта по государственному оборонному заказу (ст. 201.2 и 285.5 УК РФ). Они предусматривают ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. А также за нарушение условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Преступление окончено с момента просрочки в поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг, в оплате товаров (работ, услуг) либо с момента поставки некачественных товаров. В широком смысле этого слова – в части количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг.
Уголовная ответственность наступает или со «второго» раза – когда лицо ранее привлекалось к административной ответственности по ст. 14.55 КоАП РФ, или с «первого» раза, но при условии, что бюджету причинён ущерб в сумме, составляющей не менее пяти процентов цены таких государственного контракта либо договора, но не менее 5 млн рублей, либо имело место полное невыполнение задания государственного оборонного заказа. Ущерб предполагает дополнительные расходы государства на устранение недостатков поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Эти новые составы преступления важны постольку, поскольку, во-первых, они очевидно конкурируют с мошенничеством при выполнении госконтракта (в части ненадлежащих количества, качества, комплектности) и, во-вторых, санкция за эти преступления при крупном ущербе или невыполнении гособоронзаказа даже строже, чем за мошенничество в особо крупном размере. Соответственно, у следствия в будущем при госконтрактах в сфере гособоронзаказа появится соблазн вменять новые, более строгие нормы уголовного закона.
Отграничивая новые статьи от мошенничества, можно предположить, что обе они предполагают совершение субъектом действий, направленных на выполнение задания государственного оборонного заказа, т. е. на реальное исполнение госконтракта. Однако в случае, если умысел на неисполнение условий госконтракта в части количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг возник до момента их заключения, содеянное квалифицируется уже как мошенничество.