Картель
Обвинению в картеле нередко сопутствует возбуждение уголовного дела о мошенничестве, что влечет наказание до 10 лет лишения свободы.
Что такое картель
Картель – это сговор между конкурентами, направленный на получение необоснованной выгоды.
Наиболее часто в современной экономической практике встречаются картели на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Здесь даже существуют вполне устоявшиеся наименования картельных схем, такие как «карусель» (поочерёдное выигрывание торгов по предварительной договорённости между их участниками), «таран» (устранение добросовестных участников с торгов за счёт необоснованного снижения цены) и прочее. Как следствие картеля, заказчик не получает желаемого снижения цены, а участники картеля извлекают необоснованную выгоду путем поддержания необоснованно высоких цен на торгах.
Когда наступает уголовная ответственность за картель
Исходно за картель предусмотрена достаточно жёсткая административная ответственность согласно ст. 14.32 КоАП РФ (включая оборотные штрафы для юридических лиц).
Однако за картельное соглашение может наступить и уголовная ответственность согласно ст. 178 УК РФ. Преступлением считается заключение картельного соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, но лишь при условии, что это соглашение повлекло извлечение дохода в крупном размере или причинение крупного ущерба.
Доход в крупном размере – это сумма, превышающая 50 млн рублей. На практике (а вплоть до настоящего времени встречались лишь случаи осуждения за картели на торгах) суммируются цены всех контрактов, заключённых всеми картелистами на всех торгах, охваченных картельным соглашением.
Крупный ущерб – это сумма, превышающая всего лишь 10 млн рублей, однако считается она по-иному. Этот ущерб образует упущенная выгода участника торгов, которую он получил бы, не будь он отстранён от участия в аукционе как следствие картеля.
Заключение картельного соглашения при таких признаках состава преступления наказывается максимально лишением свободы на срок до трёх лет. То есть это преступление относится к преступлениям небольшой тяжести, и с учётом сложности и длительности расследования такого уголовного дела вполне возможно истечение сроков давности уголовного преследования, которые составляют в таком случае всего лишь два года.
Однако если картель повлёк причинение особо крупного ущерба (30 млн рублей) или был сопряжён с извлечением дохода в особо крупном размере (250 млн рублей), а также в случае, если для заключения картельного соглашения использовалось служебное положение (а этот признак почти автоматически вменяется при заключении картельного соглашения, например генеральным директором организации), максимальный срок лишения свободы может составить уже шесть лет, а давность привлечения к ответственности вырастает сразу до десяти лет.
Кого привлекают к уголовной ответственности за картель
В судебной практике встречаются самые разные случаи. Так, картельные соглашения могут заключаться и собственниками бизнеса, и директорами организаций, и даже менеджментом среднего звена, который в таком случае пытается показать успешность и прибыльность своей работы перед руководством.
Понятно, что основной вопрос доказывания в таком случае заключается в реальной осведомлённости руководства организации о картеле и его вовлечённости в процесс заключения и реализации картельного соглашения.
Как защититься от уголовного обвинения в картеле
Если оставить в стороне защиту по фактической недоказанности обвинения (то есть в принципе отсутствие сговора), то можно выделить две основные стратегии защиты.
Первая сводится к оспариванию решения антимонопольного органа о картельном соглашении в арбитражном суде. Подавляющее большинство уголовных дел о «картелях» возникают после антимонопольного расследования, и успешное оспаривание решения антимонопольного органа о картеле в арбитражном суде исключает уголовное преследование за картель ввиду преюдиции (ст. 90 УПК РФ).
Вторая стратегия покоится на более высоких стандартах доказывания в уголовном процессе. Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ необходимо доказать, что хозяйствующие субъекты, между которыми заключено соглашение, являлись реальными конкурентами друг другу. При этом на практике возможны самые разнообразные случаи, и наиболее часто успешной стратегией защиты по таким делам становится доказывание того, что компании, которые в понимании антимонопольного органа являются самостоятельными и независимыми, в жизни тесно связаны между собой, и не просто связаны, а фактически принадлежат одному и тому же лицу (группе лиц).
Простой пример. Современная антимонопольная практика считает, что если есть два ООО, которые принадлежат мужу и жене соответственно (каждому супругу – по ООО), то соглашение между такими ООО на торгах (например, в виде «карусели») запрещено и является картелем. Однако понятно, что в уголовной плоскости привлечение к ответственности супругов за действия, не причинившие ущерб другим субъектам рынка, абсурдно – они не являются конкурентами между собой. Аналогичная ситуация возникает тогда, когда эта же схема «карусель» (но не схема «таран», которая влечёт ущерб добросовестным участникам рынка сама по себе!) реализуется между компаниями, формально независимыми, но в итоге принадлежащими одному и тому же физическому лицу. Возникает логичный вопрос, с кем такое лицо в данном случае сговаривается.
Связанные с картелем риски уголовной ответственности
Обвинение в картеле в случае его успешной доказанности может повлечь максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет. На практике вплоть до настоящего времени это означает или условный срок лишения свободы, или даже штраф.
Однако обвинение в картеле очень часто влечёт возбуждение уголовного дела не по ст. 178 УК РФ, а по ст. 159 УК РФ за мошенничество. Такой риск особенно высок в случае с госзакупками. В этом случае поддержание в результате картельного соглашения высоких цен на торгах рассматривается следственными органами как мошенничество с обманом государства относительно так называемой справедливой или рыночной цены товара. Обычная логика обвинения в таком случае звучит следующим образом: вы заключили картельное соглашение, поддержали высокую цену на торгах, она не снизилась до рыночной цены, и государство как следствие претерпело ущерб, переплатив за товары (работы, услуги). Такое обвинение практически неизбежно в случае осуждения повлечёт реальное лишение свободы, да и уголовная ответственность наступит независимо от суммы заключённого на торгах контракта. Например, если контракт на торгах превысит 1 млн рублей – такое мошенничество будет рассматриваться как совершённое в особо крупном размере с санкцией до 10 лет лишения свободы.