Уголовное банкротство

Уголовная ответственность наступает в случае неправомерных действий при банкротстве либо при преднамеренном банкротстве.

Денис Саушкин
Денис Саушкин
адвокат, старший партнер
22
года статус адвоката
2
года стаж работы в следственных органах
24
года юридический опыт

Виды банкротных преступлений
В уголовном кодексе специально предусмотрены три разновидности преступных действий при банкротстве:

  • статья 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве);
  • статья 196 УК РФ (преднамеренное банкротство);
  • статья 197 УК РФ (фиктивное банкротство).

На практике ст. 197 УК РФ не применяется, поскольку после изменений законодательства о банкротстве ещё в 2002 году правовое понятие «фиктивного банкротства» исчезло. Однако ст. 195 и 196 УК РФ являются работающими нормами.
Однако важно помнить, что уголовная ответственность за нарушения при банкротстве может наступать и по общим нормам, в частности, за мошенничество, присвоение (растрату), злоупотребление полномочиями, налоговые преступления.
Неправомерные действия при банкротстве
Статья 195 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за три различных типа действий: сокрытие имущества, неправомерное удовлетворение требований кредиторов и воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего или временной администрации.
Сокрытие имущества
Закон наказывает сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передачу имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества должника - юридического лица, гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя.
На практике наиболее часто встречаются сокрытие имущества, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение имущества должника. Под сокрытием имущества, имущественных прав или обязанностей понимается не связанное с отчуждением имущества или его передачей в иное владение фактическое утаивание вещи. Передача имущества в иное владение представляет собой сопряженную с утаиванием имущества и основанную на обоюдном согласии сторон передачу имущества как в законное, так и в незаконное владение другого лица. Передача имущества во владение иным лицам может быть как фактическим, так и юридическим действием (в последнем случае оно приобретает вид сделки, в том числе мнимой). В отличие от отчуждения имущества, его передача осуществляется на временной основе. Под отчуждением имущества понимают не связанное с исполнением правовой обязанности безвозмездное, неэквивалентное или бесхозяйственное добровольное его отчуждение другим лицам, влекущее прекращение права собственности на это имущество. Сюда же относится безвозмездная, неэквивалентная или бесхозяйственная растрата денег.
Типичными примерами преступных действий являются заключение мнимых сделок для вывода активов, в том числе на подконтрольных виновному лиц, внесение имущества в качестве вклада в уставной капитал другого юридического лица (часто подконтрольного виновному), продажа имущества по заниженной стоимости с присвоением разницы в цене.
Для уголовной наказуемости необходимо совершить соответствующие действия при наличии признаков банкротства. То есть действия могут рассматриваться как преступные только после появления признаков банкротства, определенных или общей ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», или специальными нормами указанного закона, применимыми при банкротстве граждан, ИП или отдельных разновидностей юридических лиц. Обвинение в преступлении также возможно, если соответствующие действия совершены уже после вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (начале реализации имущества гражданина). Даже если платежеспособность должника будет восстановлена, несмотря на признаки банкротства, и арбитражный суд не вынесет решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, ответственность по УК все равно наступит. Это связано с тем, что уголовный закон не увязывает его признаки с юридической констатацией несостоятельности (банкротства).
Действия для признания их преступными должны также причинить крупный ущерб на сумму не менее 2,25 млн рублей. На практике существует несколько подходов к пониманию такого крупного ущерба. Так, иногда ущерб считают путем сложения сумм всех требований кредиторов, внесенных в реестр в рамках рассмотрения дела о банкротстве. В размер ущерба включают реестровые требования, зареестровые требования (то есть притязания кредиторов, признанные обоснованными, но не включенные в реестр по процессуальным основаниям), а также обязательства по текущим платежам. Ущерб образует стоимость фактически неисполненных обязательств перед кредиторами по завершению конкурсного производства. В состав ущерба включаются не только сумма основного долга, указанная в реестре, но и упущенная выгода, а также начисленные пени, штрафы и иные финансовые потери кредиторов.
Однако наиболее распространённая позиция в судебной практике определяет ущерб через стоимость уменьшенных активов должника в результате противоправных действий либо через размер необоснованно увеличенных обязательств.
Незаконное удовлетворение требований кредиторов
Согласно ст. 195 УК РФ также наказывается неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов с причинением крупного ущерба другим кредиторам. Понятие имущественных требований раскрывается в ст. 2 и п. 1 ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Сюда относятся требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, погашаемые за счет конкурсной массы как вне очереди (текущие платежи), но на условиях «внутренней очередности» (п. 1–2 ст. 134 «О несостоятельности (банкротстве)»), так и на условиях «общей» очередности, установленной законодательством о банкротстве (п. 4 ст. 134 «О несостоятельности (банкротстве)»). Неправомерность состоит в прекращении имущественного обязательства между должником и кредитором по одному из предусмотренных законом оснований, однако совершенном в нарушение установленного законом порядка удовлетворения требований кредиторов. При этом имущественные требования могут быть как реальными, так и мнимыми. Например, данный состав наличествует при необоснованной выплате повышенной заработной платы виновному или подконтрольным им лицам.
Преступление также может совершаться только при наличии признаков банкротства. Ограничения на свободное удовлетворение должником требований кредиторов по денежным обязательствам, уплате обязательных платежей, иным имущественным требованиям вплоть до полного прекращения должником самостоятельной выплаты по обязательствам вводятся лишь после перехода к финансовому оздоровлению, внешнему управлению или конкурсному производству (введения реструктуризации долгов гражданина – индивидуального предпринимателя). В связи с этим преступные действия могут быть совершены только после вынесения арбитражным судом определения указанных процедур либо решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства (реализации имущества гражданина – индивидуального предпринимателя).
Преступление также причиняет крупный ущерб за счет выбытия из конкурсной массы имущества должника в нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов.
Воспрепятствование деятельности АУ или временной администрации
Уголовная ответственность наступает и за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего или временной администрации по управлению кредитной организацией. Это подразумевает любые действия, несогласующиеся с законодательством о банкротстве и либо препятствующие выполнению арбитражным управляющим или временной администрацией их функций, либо существенно затрудняющие выполнение таковых. В качестве неисчерпывающего примера таких действий закон называет уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему или временной администрации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу или кредитной организации.
Преступление также, как и в первой ситуации, должно причинять крупный ущерб.
Оно может происходить тогда, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации. Соответствующие действия совершаются после введения внешнего управления или после открытия конкурсного производства либо после назначения временной администрации по управлению кредитной организацией с одновременным приостановлением полномочий исполнительных органов кредитной организации или когда в отношении гражданина или ИП введена процедура, применяемая в деле о банкротстве. Как следствие, эти действия имеют место после введения арбитражным судом реструктуризации долгов гражданина и утверждения финансового управляющего.
К уголовной ответственности за все три преступления, как правило, привлекают руководителей юридического лица, граждан-банкротов, в том числе индивидуальные предприниматели. Не исключается и уголовная ответственность арбитражных управляющих тогда, когда в рамках банкротных процедур на них были возложены полномочия руководителя организации.
Повышенная уголовная ответственность предусмотрена для контролирующих должника лиц и руководителей таких лиц. Круг таких лиц определяется через Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Важно подчеркнуть, что к ним могут быть отнесены при определённых обстоятельствах участники (учредители) юридического лица, его фактические собственники (бенефициары). То есть спрятаться от уголовной ответственности за ширмой опосредованного владения может быть затруднительно.
В случае, если действия по сокрытию имущества, его отчуждению привели к переводу имущества банкрота на руководителя организации, подконтрольных ему лиц, т. е. фактически остались во владении руководителя, участника организации, её собственника, содеянное может быть квалифицировано по совокупности со ст. 159 или 160 УК РФ.
Преднамеренное банкротство
Под преднамеренным банкротством понимаю любые действия, которые привели к возникновению у юридического лица, гражданина или ИП признаков банкротства, определенных или общей ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», или специальными нормами указанного закона, применимыми при банкротстве граждан, ИП или отдельных разновидностей юридических лиц.
В частности, в целях преднамеренного банкротства могут быть:

  • досрочно исполнены обязательства;
  • предоставлены заведомо невозвратные кредиты;
  • получены кредиты под ведение деятельности, которую лицо в действительности не намеревается осуществлять;
  • заключены невыгодные сделки;
  • произведено отчуждение имущества по мнимым сделкам;
  • фактически приостановлена хозяйственная деятельность, обозначен отказ от возврата полученных кредитов.

Преступление должно повлечь крупный ущерб на сумму не менее чем 2,25 млн рублей (здесь он понимается также, как в ст. 195 УК РФ).
Состав преступления может иметь место не только в том случае, когда в результате совершения соответствующих действий в последующем арбитражным судом было вынесено решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (начале реализации имущества гражданина), но и когда в итоге платежеспособность должника была восстановлена и он не был признан банкротом.
Как и в ст. 195 УК РФ, к уголовной ответственности, как правило, привлекаются руководители организации. Также повышенная уголовная ответственность установлена для контролирующих должника лиц или руководителей таких контролирующих лиц.
В отличие от неправомерных действий при банкротстве, действия, входящие в содержание объективной стороны преднамеренного банкротства, совершаются до появления у юридического лица или гражданина или ИП признаков банкротства. Однако без их появления состав преднамеренного банкротства (даже при условии причинения крупного ущерба) констатировать нельзя, в том числе в форме покушения на это преступление. Иными словами, действия, направленные на преднамеренное банкротство, но не вызвавшие появления признаков банкротства следует квалифицировать по ст. 201 и др. УК РФ.
Освобождение от уголовной ответственности
С 2021 года допускается освобождение от уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве и преднамеренное банкротство. Условиями такого освобождения в законе называются активное способствование раскрытию и расследованию преступления, добровольное сообщение о лицах, извлекавших выгоду из незаконного или недобросовестного поведения должника, раскрытие информации об имуществе (доходах) таких лиц, объем которого обеспечил реальное возмещение причиненного преступлением ущерба. Важно отметить, что у виновного фактически есть две альтернативы: или самому погасить причинённый ущерб, или указать на тех лиц, кто извлекал преступную выгоду из банкротства. Однако в таком случае для освобождения нужно также, чтобы за их счёт произошло всё-таки погашение ущерба.

Скачать брошюру
+7 495 660 37 60

127030, г. Москва,
ул. Новослободская, 23